Dark Mode Light Mode

Пенсия в 35 тысяч рублей: откуда взять триллионы для достойной старости?

Пенсия в 35 тысяч рублей: откуда взять триллионы для достойной старости?

В России снова обострилась дискуссия о размере пенсий. Депутат Мособлдумы, экономист Анатолий Никитин выступил с инициативой повысить минимальную страховую пенсию по старости до 35 тысяч рублей в месяц. Это заявление всколыхнуло общественность и вернуло в повестку дня острый вопрос финансового обеспечения пожилых россиян. В условиях, когда миллионы пенсионеров получают выплаты, едва превышающие прожиточный минимум, предложение звучит особенно актуально. Но где найти средства для такой масштабной социальной реформы?

Суровая арифметика: пенсии сегодня и предлагаемые изменения

По данным, озвученным Никитиным, в России насчитывается около 41 миллиона пенсионеров. Из них 8 миллионов продолжают работать после выхода на пенсию. Статистика выплат: неработающие пенсионеры получают в среднем 25,8 тысячи рублей, а работающие – около 22,1 тысячи рублей. Предлагаемое увеличение до 35 тысяч рублей означало бы существенный рост – более 35% для неработающих пенсионеров.

«В современных реалиях следует увеличить минимальный размер пенсии по старости до 35 тыс. рублей. Это позволит повысить уровень жизни людей серебряного возраста – они смогут легче справляться с финансовым бременем, отказаться от работы после выхода на пенсию», – отметил Никитин.

Экономист видит в этом предложении не только социальный, но и экономический потенциал. По его мнению, повышение пенсий простимулирует потребительский спрос, что положительно скажется на экономическом росте. Кроме того, высвободившееся время пенсионеры смогут посвящать семье, в частности, воспитанию внуков и передаче традиционных ценностей, что может оказать положительное влияние на демографическую ситуацию.

Цена вопроса: 5.43 триллиона рублей ежегодно

Реализация такой масштабной социальной инициативы требует серьезных финансовых вливаний. По расчетам Никитина, ежемесячно на повышение пенсий потребуется около 453 миллиардов рублей, что в годовом выражении составит 5.43 триллиона рублей.

Часть средств, по мнению депутата, можно найти за счет оптимизации работы Социального фонда России, бюджет которого в прошлом году был исполнен с профицитом почти в 555 миллиардов рублей. Однако даже этих средств недостаточно для покрытия всех расходов на пенсионную реформу.

Для дополнительного финансирования «Справедливая Россия – За правду» предлагает ряд налоговых мер, которые, по расчетам Никитина, способны принести бюджету до 9 триллионов рублей ежегодно.

Налоговая реформа как источник финансирования

Партия «Справедливая Россия – За правду» уже давно продвигает идеи изменения налоговой системы в сторону большей прогрессии и отмены необоснованных, по их мнению, льгот для крупного бизнеса.

Один из ключевых пунктов программы – отмена возврата НДС экспортерам сырьевых товаров. Как заявил председатель партии Сергей Миронов, фракция будет добиваться этой меры, что, по оценкам, принесет в бюджет более 2 триллионов рублей.

«С экономической точки зрения действующая льгота для России является вредной и совершенно неоправданной. Хотя бы потому, что возмещение НДС должно стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции и уж никак не вывоз сырья из страны», – подчеркнул парламентарий.

Однако противники этой идеи указывают на возможные негативные последствия. Правительство, Счетная палата РФ и профильные комитеты Госдумы выступают против отмены льгот, аргументируя это тем, что подобные изменения приведут к росту стоимости сырьевых товаров на внутреннем и внешнем рынках и могут иметь отрицательные социально-экономические последствия для России.

Налог на сверхприбыль и повышение НДФЛ для сверхбогатых

Еще одно предложение – введение налога на сверхприбыль для нефтегазовых и банковских компаний. Эта отрасль, несмотря на санкционное давление, продолжает оставаться высокодоходной. Распространение на нее дополнительного налогообложения могло бы стать существенным источником пополнения бюджета.

Также предлагается повысить НДФЛ для россиян с доходами свыше 500 миллионов рублей в год. Миронов конкретизировал это предложение, указав на необходимость введения дополнительных ставок:

«Необходимо ввести еще две ставки НДФЛ: 25% — на доходы от 250 млн до 500 млн рублей в год, а свыше этого потолка — ставку 35%. Второе, до 35%, поднять налог на дивиденды — как для налога от доходов с крупных выигрышей. Третье, ввести налог на роскошь и / или налог на состояние».

Интересно, что некоторые изменения в налоговой системе уже происходят. С 1 января 2025 года в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ с максимальной ставкой 22% для доходов свыше 50 миллионов рублей в год. Однако, по мнению «справедливороссов», этих мер недостаточно для решения проблемы социального неравенства.

Бюджет: дефицит и поиски доходов

Предложения по повышению пенсий звучат на фоне непростой бюджетной ситуации. По прогнозам Минфина, дефицит федерального бюджета за январь-август 2025 года может составить 4.2 триллиона рублей, а к концу года – еще больше.

В этих условиях правительство вынуждено искать дополнительные источники доходов. Одним из решений стало повышение налога на прибыль организаций с 20 до 25%, которое должно начать действовать с 2025 года. По оценкам экспертов, эта мера принесет бюджету в 2025 году дополнительно 1.6 триллиона рублей, а за 2025-2027 годы – около 5 триллионов рублей.

Однако повышение налога на прибыль может иметь и негативные последствия для экономики. Как отмечают аналитики, это приведет к снижению чистой прибыли нефтегазовых компаний на 6-10%, что потенциально может отразиться на размере дивидендов и инвестиционных программах.

Социальные приоритеты в проекте бюджета

В проекте федерального бюджета на 2025-2027 годы социальная сфера обозначена как один из приоритетов. Как отметил первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» Александр Ремезков, расходы на социальную политику составят в 2025 году 6.8 триллиона рублей, в 2026 году – 7.2 триллиона рублей, в 2027 году – 7.5 триллионов рублей.

Особое внимание уделяется поддержке семей с детьми. Так называемый «детский» бюджет на горизонте бюджетной трехлетки превысит 10 триллионов рублей. Эти средства будут направлены на здоровье, образование, культурное и физическое развитие детей. Около 1.7 триллиона рублей предусмотрено на материнский капитал.

Тем не менее, сторонники повышения пенсий настаивают, что текущего уровня социальной поддержки пенсионеров недостаточно. Они указывают на то, что за чертой бедности сегодня живут около 12 миллионов граждан, которые ждут помощи от государства.

Политические перспективы пенсионной инициативы

Шансы на реализацию предложения Никитина в текущих экономических и политических условиях оцениваются экспертами неоднозначно. С одной стороны, социальная тематика всегда была сильной стороной «Справедливой России», и партия продолжает продвигать идеи повышения налогов для сверхбогатых и перераспределения средств в пользу нуждающихся.

С другой стороны, правительство проявляет осторожность в вопросах изменения налоговой системы, особенно в отношении сырьевого сектора, который остается важным источником бюджетных доходов. Недавний пример – отклонение Госдумой законопроекта «справедливороссов» об отмене льгот по НДС для экспортеров сырья.

Критики инициативы указывают на риски усиления налоговой нагрузки на бизнес, что в условиях замедления экономического роста может привести к негативным последствиям. Рост ВВП ожидается в 2024 году на уровне 3.9%, а в 2025-2027 годах – 2.5-2.8% , что ниже докризисных показателей.

Компромиссные решения и альтернативные подходы

В поисках баланса между социальными обязательствами и экономическими возможностями власти могут рассмотреть различные компромиссные варианты. Среди них – поэтапное повышение пенсий, введение дополнительных категорий получателей повышенных выплат или адресная поддержка наиболее нуждающихся пенсионеров.

Определенный потенциал содержит и оптимизация существующих социальных программ. Как отметил Никитин, бюджет Социального фонда России в прошлом году был исполнен с профицитом почти в 555 миллиардов рублей, что указывает на возможность более эффективного распределения средств.

Дискуссия о повышении пенсий до 35 тысяч рублей выходит далеко за рамки социальной сферы, затрагивая фундаментальные вопросы экономической политики, налоговой системы и приоритетов бюджетных расходов. Решение этой проблемы потребует от власти взвешенного подхода, учитывающего как потребности миллионов пожилых россиян, так и объективные экономические ограничения.

Очевидно одно: пенсионная реформа останется одной из ключевых тем в социально-экономической повестке ближайших лет, и предложение «Справедливой России» задает важный вектор в этой дискуссии, акцентируя внимание на необходимости поиска справедливого баланса между интересами разных социальных групп.