Dark Mode Light Mode

Стратегическая капитуляция: власти избавляется от «фабрик смыслов» под шум разговоров о воспитании патриотизма

Стратегическая капитуляция: власти избавляется от «фабрик смыслов» под шум разговоров о воспитании патриотизма

Решение о выходе из капитала «Союзмультфильма» и передача «Ленфильма» ставят под вопрос не только сохранность культурного наследия, но и идеологический суверенитет России.

В очередной раз демонстрируя рыночный, почти бухгалтерский подход к вопросам стратегического значения, федеральный центр принимает решения, последствия которых могут оказаться необратимыми. Речь идет о продаже государственной доли в «Союзмультфильме» структурам «Сбера» и передаче «Ленфильма» в собственность Санкт-Петербурга. На первый взгляд — техническая оптимизация активов. На деле — добровольный отказ от мощнейших инструментов формирования национальной идентичности и мягкой силы.

Государство, казалось бы, наконец осознавшее важность суверенной политики в сфере информации и идеологии, неожиданно действует вразрез с собственными декларациями. Пока наши геополитические оппоненты, в первую очередь США, десятилетиями выстраивают глобальную гегемонию через Голливуд, мы ликвидируем собственные «фабрики смыслов».

Недавнее решение администрации Трампа о введении пошлин на иностранную кинопродукцию — яркое подтверждение этого курса. Американцы открыто заявляют: кинематограф — это отрасль стратегического значения, которая должна работать на укрепление «американской мечты» и окупаться для национальной экономики. Они защищают свой рынок и свою идеологию. Мы же — поступаем ровно наоборот.

Культурное наследие как разменная монета

Вопрос о «Союзмультфильме» выходит далеко за рамки смены собственника. Речь идет о судьбе золотой коллекции отечественной анимации, авторских прав на всенародно любимые образы — Чебурашки, Карлсона, Вини-Пуха. Эти персонажи — не просто коммерческие активы. Это часть культурного кода нации, инструмент воспитания, который на протяжении десятилетий формировал в детях систему ценностей, отличную от западной.

Что будет с этим наследием теперь? Перейдет ли оно в руки частного актора, чьи бизнес-интересы будут исключительно коммерческими? Уже сегодня «Союзмультфильм» известен жёсткой защитой своих прав, сутяжничеством с мелкими предпринимателями.

Но это лишь цветочки. Стратегический риск заключается в том, что священные для нашего народа образы могут быть низведены до уровня рядового медиапродукта, их смысловая нагрузка — выхолощена, а их эксплуатация пойдет вразрез с традиционными духовно-нравственными ценностями. Государство получает разовый миллиард, но навсегда теряет «бесконечную ренту» — не столько финансовую, сколько культурную и идеологическую.

«Ленфильм»: вопросы без ответов

Передача «Ленфильма» Санкт-Петербургу, на фоне истории с продажей «Союзмультфильма», также вызывает тревогу. Легендарная киностудия, колыбель российского кинематографа, требует федерального внимания и поддержки, а не превращения в разменную монету в межбюджетных отношениях.

Зная печальный опыт обращения города с объектами культурного наследия, нельзя исключать, что судьба «Ленфильма» будет предрешена. Есть обоснованные опасения, что уникальная киностудия, её мощности и главное — её бренд — могут быть растрачены без стратегического плана развития.

Идеологическое саморазоружение

Главный парадокс ситуации заключается в том, что власть демонстрирует поразительную беспомощность в сфере продуцирования смыслов. В СССР именно кино и мультипликация были одними из ключевых инструментов воспитания гражданина и патриота. Сегодня, когда страна находится в состоянии жесткой конфронтации с коллективным Западом, отказ от этих инструментов выглядит как стратегическая капитуляция.

Мы сетуем на то, что западные блокбастеры несут чуждые нам ценности, но вместо того, чтобы создавать им мощную альтернативу, мы просто распродаём свои киностудии. Мы говорим о «духовных скрепах», но при этом позволяем перейти в частные руки ключевым активам, которые эти скрепы и формируют.

Государство не должно уподобляться частному фонду, избавляющемуся от «непрофильных активов». Культура, национальная идентичность и идеологический суверенитет — это и есть самый главный профильный актив любого государства, желающего сохранить себя в истории. Решение по «Союзмультфильму» и «Ленфильму» — тревожный сигнал, свидетельствующий о глубоком кризисе в понимании этого простого тезиса.

Кому-то в самых высших эшелонах власти очень не хочется, чтобы к новым поколениям россиян вернулось чувство национального достоинства, чтобы оно обладало добротой, благородством, любовью к своей стране – тем, что было присуще их дедам и прадедам, воспитанных на тех самых простых и гуманистических мультиках и кинофильмах.

Источник