Dark Mode Light Mode

Разрушенный полет: как гражданский лайнер AZAL стал жертвой воздушной войны

Разрушенный полет: как гражданский лайнер AZAL стал жертвой воздушной войны

Путин рассказал Алиеву  причины трагедии

Авиационная катастрофа самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, произошедшая 25 декабря 2024 года, получила неожиданное развитие спустя девять месяцев расследования. Президент России Владимир Путин в ходе встречи с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым в Душанбе впервые подробно раскрыл обстоятельства трагедии, унесшей жизни 38 человек. Заявления российского лидера проливают свет на цепь событий, которые привели к падению гражданского лайнера в казахстанском Актау, и указывают на системные проблемы обеспечения безопасности полетов в зонах военных действий.

Воздушное судно, выполнявшее регулярный рейс J2-8243 по маршруту Баку-Грозный, оказалось в эпицентре боевых действий в небе над Чечней. По словам Путина, непосредственной причиной инцидента стало присутствие украинского беспилотника в воздушном пространстве России, что вынудило систему ПВО привести себя в боевую готовность. Технические сбои противовоздушной обороны привели к тому, что две выпущенные ракеты не поразили свою цель, а взорвались в непосредственной близости от пассажирского лайнера.

Роковые секунды: хронология катастрофы

Утром 25 декабря 2024 года самолет Embraer 190 с бортовым номером 4K-AZ65 вылетел из бакинского аэропорта имени Гейдара Алиева в Грозный. На борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа, в основном граждане Азербайджана и России, а также граждане Казахстана и Кыргызстана. Среди пассажиров преобладали трудовые мигранты, следовавшие к месту работы, и их родственники.

Полет проходил в штатном режиме до момента захода на посадку в аэропорту Грозного. Именно в этот момент, как следует из предварительного отчета Минтранса Казахстана, в 05:13:31 по всемирному координированному времени произошел первый звуковой удар, сопровождавшийся отключением автопилота и автомата тяги . Давление в гидравлической системе мгновенно упало до нуля, а положение рулей управления зафиксировалось в нейтральном положении, лишив пилотов возможности маневрирования.

Экипаж  предположил столкновение с птицами или взрыв кислородного баллона на борту. Бортпроводник сообщил по внутренней связи: «Взорвалось два сидения». Через 25 секунд последовал второй удар, усугубивший повреждения самолета. Пилоты приняли решение не возвращаться в Грозный и запросили ближайший аэродром для аварийной посадки.

«Сейчас в целом можно говорить о причинах этой трагедии, этой катастрофы. Она связана с несколькими обстоятельствами. Первое заключается в том, что в небе находился украинский беспилотник», — заявил Владимир Путин на встрече с Ильхамом Алиевым .

Согласно данным расшифровки переговоров, экипажу предлагалось совершить посадку в Махачкале, но пилоты приняли решение следовать в аэропорт базирования через Каспийское море. В салоне начались проблемы с кислородом, некоторые пассажиры теряли сознание. После почти двух часов борьбы за живучесть самолета, экипаж попытался произвести аварийную посадку в аэропорту Актау в Казахстане, где лайнер потерпел крушение, столкнувшись с землей.

Техническое расследование: неопровержимые доказательства

Предварительный отчет Министерства транспорта Казахстана, опубликованный в феврале 2025 года, содержит доказательства внешнего воздействия на воздушное судно. Осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления.

Особое внимание привлекли повреждения правильной прямоугольной формы, характерные для поражающих элементов зенитных ракет. Аналогичные повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна. Комиссия извлекла большое количество посторонних металлических объектов, которые сохранились в глухих повреждениях и были направлены на дополнительную судебную экспертизу.

Эксперты установили, что повреждения гидравлических систем и электропроводки были вызваны внешними объектами, проникшими в компоненты самолета. Это привело к потере гидравлической жидкости и давления, а также к неработоспособности системы триммирования по углу тангажа. Фактически, после первого удара самолет почти полностью потерял управление — экипаж мог лишь ограниченно маневрировать, снижая мощность одного двигателя и повышая мощность другого.

Политический контекст и международные последствия

Катастрофа рейса AZAL 8243 стала серьезным испытанием для российско-азербайджанских отношений. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно публично заявлял, что самолет «был поврежден снаружи в районе города Грозный в России и фактически потерял управление». Азербайджанская сторона настаивала на признании вины Россией, наказании виновных и выплате компенсаций пострадавшим и семьям погибших.

Ответом Москвы стало первоначальное заявление Кремля о том, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России», что не равнозначно признанию ответственности. Российская сторона объясняла необходимость работы ПВО атаками украинских беспилотников на Грозный, Моздок и Владикавказ, которые происходили в момент попыток посадки азербайджанского лайнера.

Azerbaijan Airlines прекратила полеты из Баку в 11 российских городов. Азербайджан ужесточил миграционные правила для россиян, закрыл «Русский дом» в Баку, а Алиев не приехал на Парад Победы в Москву в мае 2025 года.

«Хотел бы поблагодарить вас за то, что вы лично держите эту ситуацию под контролем… Вы лично контролируете ход следствия», — сказал Ильхам Алиев в ходе встречи с Владимиром Путиным.

В июле 2025 года Алиев заявил о подготовке документов для подачи иска в международные судебные инстанции против России в связи с крушением самолета. Этот шаг указывает на готовность азербайджанской стороны перевести разбирательство на международный уровень в случае отсутствия прогресса на двусторонней основе.

Человеческое измерение трагедии

За сухими цифрами официальных отчетов скрываются человеческие судьбы и трагедии. На борту самолета находились 67 человек, из которых 38 погибли и 29 выжили, получив различные травмы. Среди выживших — девять граждан России из шестнадцати, находившихся на борту.

Экипаж воздушного судна состоял из опытных профессионалов. Командир Игорь Кшнякин имел более 15 000 часов налета, из них 11 200 часов в качестве командира экипажа. Второй пилот Александр Кальянинов и старший бортпроводник Хокума Алиева погибли при исполнении служебных обязанностей. Двум членам экипажа удалось выжить.

Особенностью пассажирского состава стало то, что половина граждан Азербайджана были из города Балакен, расположенного у границы с Россией. Многие из них были трудовыми мигрантами или их родственниками. В условиях закрытых сухопутных границ, воздушное сообщение оставалось для них единственной возможностью добраться до места работы или воссоединиться с семьями.

Перспективы урегулирования и компенсаций

Встреча в Душанбе 9 октября 2025 года стала переломным моментом в процессе урегулирования последствий катастрофы. Владимир Путин заявил, что Россия готова обеспечить выплаты компенсаций пострадавшим и семьям погибших, а также дать правовую оценку действиям всех должностных лиц, причастных к инциденту.

Российский лидер подчеркнул, что причины катастрофы стали ясны после детального анализа ситуации, с которым его ознакомили буквально накануне встречи с Алиевым. Это объясняет почти десятимесячную задержку с предоставлением подробной информации о происшествии.

Важным аспектом заявлений Путина стало уточнение механизма повреждения самолета. Согласно его словам, две ракеты, выпущенные системой ПВО России, не поразили самолет AZAL напрямую, а взорвались в нескольких метрах — примерно в 10 метрах от лайнера. Самолет был задет, скорее всего, обломками, а не поражающими боевыми элементами. Это объясняет, почему самолет не разрушился мгновенно, а сохранил возможность продолжить полет.

Трагедия рейса AZAL 8243 высветила системные проблемы обеспечения безопасности гражданской авиации в регионах, где ведутся боевые действия. Комиссия Минтранса Казахстана рекомендовала провести оценку рисков выполнения полетов в регионы, где регистрируются потери сигнала GPS. Это прямое указание на необходимость пересмотра процедур полетов в зонах активного применения средств радиоэлектронной борьбы.

Расследование катастрофы продолжается с участием специалистов из Азербайджана, России, Казахстана и Бразилии — страны-производителя самолета Embraer 190. Окончательные выводы и их юридические последствия станут ясны после завершения всех экспертиз и судебных процессов. Однако уже сейчас очевидно, что инцидент приведет к существенным изменениям в международных правилах полетов в зонах военных конфликтов и практике применения систем ПВО вблизи гражданских авиатрасс.