О пропавшей в тайге семьи Усольцевых вы наверняка читали уже не раз и в подробностях. 64-летний глава семьи Сергей, его 48-летняя жена Ирина, 5-летняя дочь Арина и их собака отправились 28 сентября, вероятно, к горе Буратника. С тех пор от них — ни вестей, ни следов.
И вот пришла поистине обнадёживающая и при этом невероятная новость.
Мобильный телефон главы семьи снова был зарегистрирован в сети. Сигнал телефона зафиксировали в 7 километрах от Кутурчина, откуда и начался поход пропавших
«Засекли его вечером 8 октября. Поиски идут в обозначенном квадрате. Их усложняют снег, низкая температура и тяжёлый рельеф», — говорится в сообщении краевого Следственного комитета, который находится на связи с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» .
Но это не значит, что сотовый находится в сети. Оборудование могло «засечь» сигнал, который исходил с телефона 28 сентября после 22.00. Самое важное и нтересное другое: точка перехвата сигнала расположена в стороне, противоположной маршруту к горе Буратинка.
Представитель краевого СК Юлия Арбузова журналистам уточнила:
«В том квадрате мы еще не были. Он за зоной поиска в обратном направлении от посёлка».
То есть, получается, что все это время искали не там. Но как телефон мог оказаться совершенно в другой стороне от вероятного маршрута? Ведь Усольцевы несколько раз уточняли у местных именно о расположении гор Буратинка и Мальвинка. Загадка. Если, конечно, не учитывать то, что телефоном могли завладеть те самые злоумышленники, о которых столько говорили в начале поисков.
Мол, Усольцевы могли набрести на браконьеров, которые промышляют в этой охраняемой зоне из-за разросшегося числа животных.
Или кто-то из них мог случайно подстрелить кого-то из Усольцевых и тогда закрутилась целая цепочка трагических действий. Браконьеры ведь — люди лихие, и им не составит труда и духа спрятать тела в тайге так, чтобы их никто не нашел.
Впрочем, это только одна из версий. Вспомните, сколько мы их уже услышали, причем основанных не на фактах, а, скорее, на догадках бывалых походников и выживальщиков. Наверное, каждый день — новая…
В начале, например, сразу была отметена версия с нападением диких животных. Во-первых, следов этого никаких — а они не могли бы не быть, во-вторых, живтоные в этой местности, по свидетельствам местных, обходят людей стороной. Но эту версию реанимировал один такой выживальщик-экстремал, который утверждает, что все наверняка случилось из-за собаки.
Это — охотник Юрий Чернаев, всю жизнь он живет в тайге – покосы, ягода, рыбалка, – и знает о походах всё:
«Нельзя брать в тайгу неопытных собак, если сам без оружия. Как-то шел с ягодой, с черникой. Со мной две молодые собаки. Подняли медведя и несутся ко мне, медведь – за ними. Я заорал так, как никогда не кричал. Мишка развернулся – и в сторону…. Я даже не видел его лап, такая у него была скорость.
Скорее всего, медведь погнался за собакой Усольцевых… Живых он не оставил, где-то недалеко тела прикопал и завалил валежником. Иначе бы собака уже дала о себе знать лаем. Надо внимательно смотреть все кучи валежника у тропы».
Среди самых популярных и обсуждаемых версий оказались и такая. Что какой-то ревнивец, который мстил жене Усольцева, работающей психологом, за то, что та якобы уговорила его жену уйти от него.
И побег от долгов обсуждается, хотя глава семьи — успешный предприниматель, был депутатом, он — владелец прибыльного предприятия по производству порошковых красок, в 2023 году вырчука этого предприятия составила 95 миллионов рублей. Он не только его директор, но и владельцем половины акций этого завода «Поливест-Железногорск», Партнеры по бизнесу отзываются о нем как о честном, порядочном, открытом человеке.
Кто-то утверждает, что трагедия произошла из-за того, что супруги поругались, потому что отношения у них были не очень хорошие, хотя доказательств этому нет никаких. А когда они выходили в поход с базового лагеря, окружающие, наоборот, слушали от них только смех и веселье, что никак не говорит о плохих отношениях.
Еще есть болото, которое утягивает людей в секунды, его тоже называли в числе приоритетных версий. Одного затянуло, другой пошел на выручку — а в итоге пропали все.
В какой-то момент сообщали, что даже нашли след ребенка, но он тут же оказался потерян из-за выпавшего снега.
Приплели в итоге еще и каких-то сектантов.
«Если мы говорим о криминальной причине исчезновения семьи, то вполне можно допустить, что над туристами были произведены какие-нибудь ритуальные обряды. То есть они угодили к каким-то сектантам, обитающим в тех краях», — сказал криминалист Игнатов в беседе с aif.ru.
Да даже буквально накануне ТАСС сообщал, что последний раз их телефон подал признаки жизни в районе скал. Из чего и возникла новая версия событий — Усольцевы могли упасть в природный провал. Тогда в тайге как раз началась метель.
Спасатели 7 октября сразу жеобъявили, что срочно нужны добровольцы с альпинистким опытом и своим снаряжением.
Красноярская федерация спортивного туризма опубликовала следущий призыв:
«На поиске нужна помощь спортсменов. Важно уметь работать со специальным снаряжением на мокрых скалах. Необходимо и само снаряжение: ИСС, карабины, жумары, каски, веревки, спусковые и т.п., т.к. отряд таким снаряжением не обладает.
Есть несколько требований: свободное время не менее одного дня с учётом дороги к месте поиска, экипировка по погоде, достаточная физическая подготовка — до места поиска необходимо пройти 3-5 км по пересеченной местности, группа должна состоять минимум из двух человек. Желательно иметь коврики и спальники для ночевки, если есть возможность задержаться».
В тот же вечер к месту поиска выдвинулись шесть человек от местной школы спасателей.
Правда, руководитель региональной Школы спасателей Вера Савина позже журналистам «МК» сказала следующее:
«Рельеф территории проведения поисков очень сложный, скалы стоят как слоеные пироги. Повсюду курумник – скопления каменных остроугольных глыб. Между камнями расщелины. Не исключено, что семья провалилась в одну из таких расщелин. Найти их трудно».
И вот теперь все поменялось, когда обнаружили сигнал телефона совершенно в другой стороне.
Если говорить, что они просто заблудились, то большинство спецаилистов утверждают, что это очень легкий маршрут и сбиться с него такой опытный походник как Сергей Усольцев вряд ли мог.
Жительница Абакана Светлана С., что отдыхала на турбазе одновременно с Усольцевыми. заявила в беседе с aif.ru следующее:
«В месте нахождения автомобиля как раз начинается эта туристическая тропа. Мы тоже шли по ней, только на день раньше, чем Усольцевы, в субботу. На ней невозможно заблудиться. Это, на самом деле, нахоженные тропы, они маркированы, там везде указатели».
Женщина отметила, что когда-то водила туристические группы по этим местам. Да и со здешними егерями-охотниками хорошо знакома.
«Могу сказать, что даже при нападении диких животных на людей в любом случае находят какие-то останки, рваные вещи, лоскутки, разбросанные предметы из рюкзака. И тут прямо испарились люди. Никаких следов. Ни костров, ни следов борьбы, ни остатков одежды или рюкзаков, вообще ноль. И собака тоже не оставила никаких следов, не убежала от них», — удивляется женщина.
Ещё один вопрос, который не даёт Светлане покоя, — мобильная связь. Телефоны на маршруте не ловят, но если подняться на возвышенность, то можно легко набрать 112. Усольцевы этого почему-то не сделали.
Однако если непосредственно окрестности скалы относительно просты и напоминают туристические тропы нацпарка «Столбы», то всё остальное пространство вокруг представляет собой непролазную тайгу, буреломы и заросли.
Вот что объясняет опытный турист и депутат Заксобрания Алексей Кулеш.
— Кутурчинское Белогорье — протяжённая возвышенность почти в 80 квадратных километров, на границе Манского и Партизанского районов. Здесь рано выпадает снег, и белая шапка видна за много километров. Верхняя часть — открытая, продуваемая ветром равнина с причудливыми карликовыми деревьями, поэтому укрыться от непогоды здесь почти невозможно. Нижняя же часть — глухая тайга, труднопроходимая, со множеством поваленных деревьев, кустарников и зарослей. Идти без тропы крайне тяжело. Хотя маршруты промаркированы и многократно пройдены туристами, на верхней части нагорья троп практически нет — только направления. Походы здесь требуют хорошей физической подготовки, психологической устойчивости, навыков ориентирования и выживания, умения оказывать первую медицинскую помощь.
При этом некоторые эксперты утверждают, что если Усольцевых сбили с тропы дикие звери, то спасаясь от них, они вполне могли заблудиться. А один из спасателей рассказал о следующем эксперименте.
Он попросил местных рассказать о маршруте на Буратикну ровно также, как они рассказывали это Усольцевым, когда те к ним обращались. Так вот, после этого он на квадроцикле уехал на 10 километров в сторону от нужного маршрута. Но он был — на квадроцикле, а Усольцевы шли пешком, да еще с 5-летней дочкой…
После информации о новом сигнале телефона Усольцевых альпинист Юрий Раилко рассказал, где нужно искать семью.
По его словам, уйти далеко они не могли и, скорее всего, поняв, что погода сильно портится, нашли убежище. По крайней мере, ландшафт это позволял: много каменных ниш, гротов, ям. Соорудить себе укрытие, особенно если есть опыт, можно. А глава семьи, как ранее заявили знакомые Усольцевых и родственники, был опытным походником, участвовал в сплавах.
Если у них была горелка и газ (судя по всему, такая вероятность есть), то они могли себе обеспечить тепло.
Но тут есть другая опасность: в наглухо закрытом убежище без сквозняка можно отравиться угарным газом. В любом случае поиски нужно сконцентрировать именно в местах каменных ниш и гротов, считает эксперт.
В МЧС Красноярского края тем врменем уточнили, что только за сутки обследован 41 квадратный километр лесного массива и 792 километра лесных дорог. Волонтеры отряда «Лиза Алерт» сообщают, что с 1 октября они прошли более 4 тыс. километров:
«Люди и техника работают на пределе возможностей. Подобного по масштабу поиска в Красноярском крае ещё не было. Для авиации погода нелётная, но БПЛА могут подняться. Сегодня с добровольцем отряда из Москвы доставлены на место поиска три дрона с запасом аккумуляторов. БПЛА надёжные, устойчивые к экстремальным условиям, обследуют территорию».