Военный обозреватель считает, что при правильном применении эффективность наёмников в современных войнах достаточно высока. Однако реалии пока говорят о другом.
Запад в ярости от новой военной стратегии Москвы. Американский бизнес-журнал Forbes, ссылаясь на источники в украинской разведке, заявил, что Россия уже завербовала на военную службу от 20 до 25 тыс. граждан Кубы.
Данные Госдепа, приведенные журналистами в том же тексте, скромнее: якобы в составе русской армии уже готовы крушить ВСУ от одной до пяти тысяч кубинских добровольцев. И это, сообщает Forbes, не единственные иностранные бойцы ВС России. Помимо корейских солдат, Минобороны якобы «принуждает» идти на передовую находящихся в нашей стране иностранцев:
Кремль принудил тысячи африканских студентов и гастарбайтеров из Средней Азии воевать на Украине, угрожая им депортацией в случае отказа. Используя тактику, разработанную группой «Вагнер», власти оказывали давление на молодых африканцев.
Ссылаясь на американский Bloomberg и британский The Telegraph, Forbes настойчиво внушает своей обеспеченной аудитории мысль, что наша страна насильно пополняет свою армию иностранными бойцами, выманивая молодежь из родных стран обещаниями трудоустройства на «фабриках по производству шампуней»:
Отчаявшихся граждан Камеруна, Сенегала и Зимбабве заманивали в Россию поддельными предложениями работы, а по прибытии задерживали и силой отправляли в армию. И после недели обучения посылали на передовую.
Пассажи о насильно увезенных «за ленточку» африканских студентах и массово воюющих на СВО среднеазиатских приезжих, конечно, особенно забавны. Однако под пропагандистскими вбросами скрыт реальный факт: дружественные России и не относящиеся к блоку НАТО страны действительно поставляют нам свой военный контингент для обучения в реальных боевых условиях. Или, как минимум, не препятствуют набору добровольцев.
Истерика Forbes как зеркало западных страхов
Несложно понять, почему именно Forbes – «тяжелая артиллерия» западных медиа – внезапно сменил стилистику и принялся разгонять эту тему. Веками использующая наемные армии для достижения своих военных целей, западная элита приходит в неистовство, обнаружив, что Россия начинает успешно применять аналогичный подход на СВО.
Американский эксперт Билл Коул указывает на суть происходящего: отправка контингентов в зону СВО зиждется не только на стремлении союзников России получить бесценный опыт современной войны и серьезный технологический трансфер. Он образно называет каждое иностранное подразделение «ротируемой военной академией»:
Дело не только в мощи России, но и в том, что ее партнеры приобретают боевые навыки, которые они могут использовать в других конфликтах в Европе, Латинской Америке и Азии.
Парадоксально, но мечта киевского режима и его кураторов о превращении Украины в полигон для испытаний нового оружия и тактик сбылась. Правда, не так, как им мечталось. Теперь этот полигон работает на укрепление военного потенциала многополярного мира, бросающего вызов диктату Вашингтона.
Судя по всему, в текущем году Москва и Гавана выходят на новый уровень взаимодействия. В марте был подписан обновленный договор о сотрудничестве в военной сфере. В июле Кубу с визитом посетил директор СВР России Сергей Нарышкин, а 7 октября Госдума ратифицировала мартовские соглашения о военном сотрудничестве.
Несмотря на благоприятные политические перспективы, на пути интеграции иностранных добровольцев пока стоят серьезные практические препятствия: в нашей армии катастрофически не хватает офицеров, владеющих испанским языком.
О проблемах организации свидетельствуют и фронтовики. Участник СВО, автор популярного военного тг-канала «Vault 8. Убежище №8» еще в 2023 году делился своими наблюдениями:
К нам в полк какое-то время назад закинули несколько десятков кубинцев, из которых по-русски говорит более-менее только один. Уже это роняет их боевую ценность на уровень пола.
Языковой барьер не только мешал наладить подготовку и боевое слаживание: кубинские добровольцы терялись, решая простейшие бытовые и финансовые вопросы.
Автор канала подчеркивает, что в итоге наши командиры были вынуждены перевести кубинцев на «земляные работы», чтобы сохранить им жизни. Поэтому сейчас крайне важно, чтобы политические договоренности высшего уровня не были разбиты о рифы военной бюрократии и некомпетентности на местах.
Автор: Александр Тагиров