Россия вплотную подошла к этапу представления новейших видов вооружений. Об этом на пресс-конференции в Душанбе заявил президент Владимир Путин, сообщив об успешном ходе испытаний. Это заявление прозвучало на фоне растущей напряженности в сфере международной безопасности и неопределенности вокруг будущего ключевых договоров о контроле над вооружениями.
«Думаю, у нас будет возможность сообщить в ближайшее время о новом оружии, которое мы когда-то анонсировали. Оно появляется, проходит у нас испытания. Они идут успешно», — заявил Владимир Путин.
Глава государства подчеркнул, что современный уровень российских стратегических систем не имеет аналогов. «Новизна наших средств ядерного сдерживания выше, чем у любого другого ядерного государства. И мы развиваем все это очень активно», — отметил президент. По его словам, это касается и межконтинентальных компонентов, развернутых на море и в воздухе, которые поддерживаются на «очень высоком уровне».
Гонка вооружений и ядерные испытания
Анонс нового оружия прозвучал не в вакууме. Комментируя общую ситуацию в мире, Путин констатировал, что «определенная гонка-то идет». Он уточнил, что в ряде стран ведется подготовка к ядерным испытаниям, и дал понять, что Москва будет действовать асимметрично.
«Если некоторые страны действительно решатся на реальные испытания ядерных вооружений, Россия предпримет аналогичные шаги в ответ», — заявил российский лидер.
При этом он конкретизировал, что не обвиняет в этой подготовке Соединенные Штаты, говоря лишь о «некоторых странах». Эта оценка президента указывает на растущую неуверенность в сфере контроля над вооружениями и нарастание глобальных рисков.
ДСНВ: почему для России не критичен отказ США
Одной из ключевых тем, затронутых главой государства, стала судьба Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ-III, или New START). Отвечая на соответствующий вопрос, Путин заявил, что Россия по-прежнему открыта для диалога, но возможный отказ Вашингтона от продления договора не станет для Москвы катастрофой.
«Если американская сторона посчитает, что это им не нужно — для нас это не критично совершенно. Мы готовы договариваться, если для американской стороны это будет приемлемо и полезно. Если нет, значит — нет, но жаль будет, потому что вообще ничего тогда не останется с точки зрения сдерживания в области стратегических наступательных вооружений», — пояснил свою позицию президент.
Такой подход свидетельствует о том, что российское руководство считает собственный арсенал и темпы модернизации достаточными для обеспечения национальной безопасности даже в случае коллапса последнего крупного соглашения по контролю над ядерными вооружениями . Договор СНВ-III, напомним, был подписан в 2010 году и вступил в силу в 2011-м. В 2021 году его действие было продлено до 5 февраля 2026 года. Однако в феврале 2023 года Россия в ответ на действия Запада приостановила свое участие в этом договоре.
Как создавался ядерный щит России
Современные успехи в разработке новейших вооружений имеют глубокие исторические корни. Развитие отечественных стратегических сил с момента создания первого атомного оружия всегда было тесно связано с работой научно-технической разведки.
Как свидетельствуют исторические материалы, подлинным триумфом советской разведки стала операция «Энормоз» по добыванию информации о создании атомного оружия в США и Великобритании. Первые данные о работах над «урановой бомбой» поступили в Москву еще осенью 1940 года, а 25 сентября 1941 года были получены конкретные материалы о совещании английского Комитета по урану.
«Уже через 12 дней после окончания сборки первой атомной бомбы в США описание её устройства было получено в Москве», — отмечается в исторической справке.
Эффективность работы советской разведки и ученых позволила в сжатые сроки ликвидировать монополию США. Первое испытание советской атомной бомбы состоялось на полигоне в Семипалатинске 29 августа 1949 года. Академик А. Иоффе высоко оценивал вклад разведки, отмечая, что получаемые данные «на много месяцев сокращали объем работ и облегчали выбор направлений, освобождали от длительных поисков». Считается, что эта работа помогла сократить сроки создания атомной бомбы на 5–6 лет.
От атомной бомбы к средствам доставки
Не менее важным направлением работы было получение информации о средствах доставки ядерного оружия. После того как в 1944 году несколько американских бомбардировщиков B-29 совершили вынужденную посадку на советской территории, перед КБ Туполева была поставлена задача скопировать этот самолет.
Научно-техническая разведка внесла решающий вклад в получение полной технической документации на В-29, что позволило уже в 1947 году создать его отечественный аналог Ту-4, способный нанести ответный ядерный удар по территории США. Эта операция имела исключительное значение для обороноспособности страны.
Современные вызовы и будущее стратегических вооружений
В нынешней геополитической обстановке, когда архитектура контроля над вооружениями, выстроенная десятилетиями, трещит по швам, развитие собственных передовых технологий становится для России вопросом национальной безопасности. Анонсируемое оружие, как следует из слов президента, является развитием ранее представленных систем.
Осенью 2024 года Путин уже рассказывал о готовности ракетных комплексов «Орешник» с максимальной дальностью поражения до 5,5 тыс. км. А на заседании клуба «Валдай» в начале октября 2025 года он упоминал о планах по внедрению новых систем гиперзвукового оружия.
Таким образом, заявление президента о скором представлении нового оружия — это не просто информационный повод. Это отражение последовательного курса на укрепление обороноспособности страны в условиях, когда традиционные договоренности перестают работать, а глобальная безопасность становится все более хрупкой. Будущее покажет, какие именно системы будут представлены, но ясно одно: российский военно-промышленный комплекс продолжает активные разработки в самых передовых областях военных технологий.