Во время очередной годовщины начала частичной мобилизации в новостных сводках вновь заговорили о второй волне. И всё бы ничего — украинцы, британцы, американцы по пять раз в год «объявляют» её в нашей стране. Однако в этот раз об этом заговорили и наши военкоры, военные волонтёры, ссылаясь на реальную обстановку на поле боя.
Военкор Святослав Голиков, автор канала «Филолог в засаде», поясняет
«Суть в том, что обстановка на фронте действительно тяжёлая, всё так же остро стоит проблема хронической нехватки боевого состава пехотных частей, и указанная вилка решений на самом деле имеет место. Имиджевые, социальные и политические издержки объявления очередной волны мобилизации, на мой взгляд, вполне очевидны. Но я бы сейчас заострил внимание на других моментах вероятной перспективы».
Как отметил эксперт, первое, на что необходимо обратить внимание: у нас до сих пор не решена проблема подготовки пехоты — начиная с приведения физических кондиций в работоспособное состояние и заканчивая нормальным боевым слаживанием подразделений.
Полноценный курс базовой общевойсковой подготовки, аналогичный соответствующей программе противника, у нас просто отсутствует, считает военкор. Наши учебные курсы можно в определённой степени соотнести только с дополнительной двухнедельной программой адаптации и доподготовки военнослужащих к ведению боевых действий, принятой у врага. Кроме того, даже общие куцые сроки, отводимые на подготовку, зачастую не выдерживаются. Соответственно, возникает вопрос: что будет с подготовкой мобилизованных?
А что будет с оснащением, а главное — со средствами обеспечения этих пополнений? Некоторые венкоры и бойцы зачастую сообщают прямо с фронта том, что на многих участках ЛБС существует дефицит тех же FPV-дронов или гексакоптеров (у нас своих вовсе нет, бойцы применяют трофейные, перепрошивая за свои деньги). Неясно, насколько это частные случаи, поскольку ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прямо заявил: «Все потребности фронта покрываются с лихвой». Хотя с этим оказался не согласен, например, военкор Романов, отметивший, что разговор будто идёт о двух разных фронтах.
Вопрос оснащения потенциальных мобилизованных главный и для военного волонтёра с позывным «Пионер»:
«Сейчас ситуация такова, что многое держится на так называемых «срочносборщиках», которые с помощью народа поставляют в армию машины, дроны, РЭБы, дрон-детекторы, тепловизионные покрывала и сами тепловизоры, сети и многое-многое другое. Готово ли сейчас всё для обеспечения новых мобилизованных? Надеюсь, что да. Но…
Мобилизованные получают подъёмные раз в 5 меньше, чем те, кто сами идут на контракт. Новоиспечённым контрактникам выплачивают 3-5 миллионов подъёмных.
Не разумнее ли будет на те же 5 миллионов закупить 10-25 различных мавиков на всё подразделение, нежели привести туда одного человека? Вопрос оставим открытым. Мобилизация нужна, парни устали, и нужны новые силы, но она не будет иметь смысла, если людей не обеспечат всем необходимым».
«Мобилизованные в 2022-м и контрактники, кто ещё жив, у нас стали вроде рекрутов из царских времен: записали в солдаты и отправили воевать на годы, будто так и надо, — пишет координатор добровольческого движения Юрий Староверов. — Особенно мобилизованные, которые военную судьбу не выбирали. Контрактники же подписывались на срок контракта, а по его истечении столкнулись с открытием, что сроков больше нет. <…> На войне люди сгорают гораздо быстрее, чем просто «на службе» 3 года на войне — это целая вечность. <…> И столицы, и провинция живут, как ни в чём не бывало, закрываясь от солдат и их проблем бравурными новостями с фронта, где якобы всё замечательно. А на деле — отправив людей в ад без обратного билета».
Староверов считает, что подготовку к ротации необходимо было проводить в 2022 году, когда стало понятно, что быстро война не закончится:
«Ресурс для мобилизации есть — вышедшие на пенсию и действующие сотрудники силовых ведомств в первую очередь. «Государевым слугам» и дело государственной важности доверять. А чиновничий аппарат? Служители государства, как вам идея ввести ценз участия в СВО для любых административных работников? Чтобы получить ответственный пост, надо послужить Родине сначала, доказать что достоин. Иначе что же получается, у нас граждане второго сорта появились? «Ненужные люди», а никак не «новая элита».
В свою очередь, военкор Андрей Филатов лаконично прокомментировал новости о возможной мобилизации словами:
«Я не хочу писать гайды «Что купить на СВО?». Просто два пункта, которые понадобятся всегда (на гражданке тоже): курсы такмеда, умение собрать себе хорошую аптечку. Это то, что вам армия никогда не даст. Дрондетектор «Булат» (в армии есть, но вам не дадут). Ну и самотренировки на выносливость. Чему будут учить на полигонах? Вчерашнему дню, наверное…»
При этом вопрос мобилизации встаёт и в связи с потенциальным конфликтом на новом фронте — например, Запад безостановочно прогревает Молдавию о якобы неизбежности войны с Россией.
«В случае если конфликт будет расширяться, то нам придётся провести дополнительную мобилизацию ещё около миллиона человек, по моим оценкам, если будет конфликт типа украинского по размеру, по территории», — считает заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук доктор военных наук Константин Сивков.
Впрочем, несмотря на все эти слухи, Минобороны собирается увеличить список болезней, запрещённых для контракта при мобилизации, расширив их с 26 до 35. Сейчас проект находится на независимой антикоррупционной экспертизе.
То есть если бы добровольческий ресурс был исчерпан и на фронте не хватало бы людей, вряд ли бы ведомство увеличивало список людей, непригодных к боевым действиям.
Однако, что делать с мобилизованными в 2022-м? Военный обозреватель Влад Шлепченко еще в 2024-м писал:
«Сотни тысяч мужиков просто устали. <…> Речь о тех, кого в списках не было, но в октябре 2022-го они — кто по зову сердца, а кто просто от большого ума и наличия мобпредписания в военном билете — пошли на фронт сами. И вот именно эти люди именно сейчас начали не просто массово декларировать усталость, но и искать варианты, как покинуть зону СВО. Даже в самые лютые моменты 2023-го, даже во время напряжённых штурмов Авдеевки (а там на первом этапе творилось много чего неприглядного) такого не было».
Но прошел еще год…