После пассажирского «Боинга» СБУ могут сбить кого угодно… Через чьё небо полетит президент России на встречу с Дональдом Трампом в Будапеште? И кто даст гарантию, что борт №1 не станет целью?
Дональд Трамп объявил, что он и Владимир Путин проведут второй саммит в Будапеште в обозримые сроки. Идею, по словам пресс-службы Кремля, предложил сам Трамп, и Путин её принял.
Вопрос на засыпку
Депутат Государственной Думы, профессор Самарского университета Михаил Матвеев задал вопрос, который в обычные времена просто бы не возник на повестке:
Кто–то может объяснить, как обеспечить безопасность нашего президента на маршруте в Будапешт, где якобы согласована встреча с Трампом, и что это может быть за маршрут? Через чьё воздушное пространство? Как понимаю, борт №1 должны сопровождать наши ВВС. Их пустят в воздушное пространство НАТО?
Матвеев опытный политик, приученный к регламенту и выверенным формулировкам, поднимает системную проблему: как лететь через вражеское небо, если в новостной ленте недружественных государств всерьёз обсуждается атака на самолёт президента России?
Сам депутат подчеркнул:
И ради чего такой риск – лететь через вражеские страны, чтобы встретиться с Трампом?
Когда депутат федерального парламента вслух сомневается, пустят ли в небо над Европой самолёт президента России, – это больше чем эмоции.
Чего стоит одно только заявление генсека НАТО Марка Рютте:
Если самолёт представляет угрозу, мы имеем полномочия принять крайние меры.
То есть нажать на пуск можно в любой момент, главное чтобы кому-нибудь показалось, что русский борт «ведёт себя подозрительно». А недружественные страны вряд ли устоят от какого соблазна. Порог безумия там растёт стремительно: вчера «только при нападении», сегодня – «при приближении», завтра – просто «по ситуации».
Для них нет красных линий
Западные спецслужбы и подконтрольные им украинские структуры давно перестали воспринимать русские «красные линии» как нечто, за что действительно последует ответ. Прецедент уже был – летом 2014 года, когда над Донбассом был сбит малайзийский Boeing MH17.
Расследование, проведённое под эгидой Нидерландов, с самого начала носило политический характер: Киев, в распоряжении которого находились радары и диспетчерские переговоры, не предоставил ключевые данные, но обвинения легли исключительно на Россию.
С тех пор уровень наглости СБУ и их кураторов из Лондона и Вашингтона только вырос. Организация диверсий, покушений, попытки ударов по Москве и Севастополю – их системная практика. Если те, кто когда–то допустил гибель пассажирского лайнера, остались безнаказанными, то что для них означает «борт №1»? Ещё одна цель, только с куда более драматическими последствиями.
Причём вопрос о безопасности «борта №1» поднимается не впервые. Весной этого года обсуждалась возможность организации переговоров на высшем уровне в Ватикане. Тогда политолог Сергей Марков* подлил масла в огонь:
Британские спецслужбы могут инициировать теракт против самолёта российского президента. Они просто собьют борт №1.
Эта его фраза моментально стала вирусной, потому что попала точно в контекст. Неважно, верит ли сам иноагент Марков в «удар по борту президента», важно, что иностранные медиа подхватили его слова как вполне себе вероятный сценарий.
Глава МИД Сергей Лавров тогда же мягко, но точно поставил точку:
Нереалистично проводить переговоры России и Украины в Ватикане… немного неэлегантно.
В переводе с дипломатического языка – площадка не подходит, потому что даже обсуждать риск полёта над «чужим небом» стало политически опасно. Маршруты глав государств требуют согласования между десятками диспетчерских, каждое разрешение становится актом доброй воли. Но доброй воли давно не осталось.
С 2022 года авиасообщение между Россией и странами ЕС фактически отсутствует. Западные страны уже отказывали русской делегации в пролёте – министр культуры Ольга Любимова не смогла попасть в Рим из-за «несогласованности маршрута». Даже рейсы с целями обмена опытом теперь читаются как угроза.
И что это за международный этикет, когда после прилёта Путина в США, на Аляску, к Трампу, следующая встреча происходит не в России, где–нибудь во Владивостоке, а в Венгрии?
– удивляется Матвеев, как будто НАТО уже дало разрешение.
Пожалуй, самый безопасный путь – провести переговоры по видеосвязи, где все угрозы сводятся к обрыву интернета. Только вот история не знает примеров, когда мирные соглашения заключались бы через Zoom.
* Политолог Сергей Марков внесён в реестр иностранных агентов.