
Полёты в Россию обходятся иностранным авиакомпаниям чрезвычайно дорого, и было бы справедливо, если бы российские власти субсидировали не только отечественных, но и зарубежных перевозчиков, которые привозят в страну иностранных высокобюджетных туристов и открывают россиянам новые направления. С таким недвусмысленным заявлением выступил гендиректор кувейтской Jazeera Airways Баратан Пасупати.
В интервью «Коммерсанту» он детально описал уникальные для РФ трудности, которые превращают работу на этом рынке в сложный и финансово обременительный квест. Его ключевой месседж российским партнёрам звучит просто:
«Мы готовы привозить к вам пассажиров и с удовольствием предложим всю свою маршрутную сеть россиянам. Но помогите и нам».
Решение начать полёты в Россию в феврале 2023 года было основано на анализе рынка: связь РФ с остальным миром через стыковочные рейсы была ослаблена по очевидным причинам, и это открыло окно возможностей. Jazeera Airways начала с четырёх рейсов в неделю из Москвы, вскоре сделав их ежедневными и добавив в свою сеть Сочи.
В планах — запуск регулярных рейсов из Казани, Петербурга, Нальчика и МинВод, а также развитие стыковочных маршрутов для россиян в Европу, включая Париж, Милан и Лондон. К нам авиакомпания летает на шести самолётах, находящихся у неё в собственности.
Однако за этим оптимизмом и амбициями скрывается целый ряд системных проблем, которые делают работу в РФ одной из самых сложных и затратных в мире.
Главной операционной головной болью для лоукостера стала недопустимо долгая оборачиваемость в российских аэропортах. Хуже всего ситуация, по словам Пасупати, в Домодедово, где пассажиры могут по полтора часа стоять на паспортном контроле.
«Это негативно влияет на имидж страны», — констатирует глава Jazeera.
Проблема, по его словам, упирается в паспортный контроль, и она резко усугубилась с началом эксперимента по идентификации иностранцев — система часто зависает, что приводит к накоплению огромных очередей. Авиакомпания ведёт диалог с аэропортами, которые пытаются помочь, но пока безуспешно.
Во-вторых, страховые полисы для самолётов, летающих в РФ, обходятся Jazeera как минимум на 80% дороже, чем страхование для полётов в любые другие страны.
В-третьих, колоссальной статьёй расходов являются визы для экипажей. Компания не может заранее спрогнозировать, кто именно полетит в РФ, и вынуждена оформлять визы на весь лётный состав, что стоит ей больше полумиллиона долларов в год. Эти расходы — прямое следствие особых условий работы в России.
Однако барьеры существуют не только для авиакомпании, но и для её пассажиров.
Введение электронных виз для граждан Кувейта Пасупати называет правильным шагом, но настаивает на полной отмене сбора, который сегодня стоит около сотни долларов.
«Сделайте её бесплатной! За две минуты в России я потрачу больше, чем стоит виза, это обнуление окупится», — призвал он, пояснив, что кувейтские туристы часто летают большими семьями по пять-семь, а то и до восемнадцати человек, и для них такие визовые расходы, достигающие $2000 на большую семью, «немыслимо дорого».
Ещё одним шоком для иностранца становится лимит на ввоз наличных в $10 000. «Это проблема, потому что здесь не работают наши карты, и я не могу купить себе ни еды, ни воды без наличных. А лимит очень маленький», — делится личным опытом Пасупати. В качестве решения он предложил масштабировать практику некоторых отелей и выдавать иностранным туристам временные платёжные карты для расчётов в РФ.
Также Пасупати объяснил сложности с передачей самолётов российским авиакомпаниям в «мокрый лизинг»: для этого нужно получить разрешения от лизингодателей и страховых компаний, которые требуют полного официального технического обслуживания, недоступное в России. Отдельно глава Jazeera Airways подтвердил заинтересованность в каботажных перевозках внутри РФ, подчеркнув, что этот вопрос требует более детальной правовой проработки.