Казахстан боится поставлять в Россию санкционные товары и отдал торговые сделки с Москвой под контроль властям США и Евросоюза. С ними «ведутся регулярные консультации», заявил министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди.
Вторичные санкции Запада не грозят Казахстану, поскольку власти страны выполняют все ограничения, уверяет чиновник. При местном правительстве даже создана специальная «рабочая группа по недопущению негативного влияния антироссийских санкций на экономику».
Если говорить без дипломатических реверансов, Казахстан испрашивает разрешения у западных «партнёров» на сделки с Россией?
Для казахских элит пришло время сделать свой выбор
По мнению члена президиума Совета по внешней и оборонной политике Александра Лосева, Казахстан подтверждает таким образом, что эта страна – колония. Ведь и вся нефтегазовая промышленность республики построена на основе соглашения о разделе продукции, напомнил эксперт.
Это тот самый колониальный стиль, – считает Лосев, – когда иностранные компании приходят к туземцам и говорят: вы сами ничего не можете, но у вас богатые недра, мы будем добывать и вам немножко денег давать. То есть обмен на бусы, ничего нового.
Для нас же вопрос состоит даже не в том, что мы им помогли зимой, а они вот так отвечают. Вопрос в том, сколько триллионов рублей мы туда вложили, субсидируя их, отдавая свою территорию для транзита и так далее.
А сейчас для элит настало время, когда надо делать выбор. Если выбор окажется правильным, то народ будет счастлив. Если выбор неправильный, каковой, например, сделали элиты на Украине, то тогда… Наказания без вины, как говорится, не бывает, заключил Александр Лосев.
Дружба – дружбой, интересы – врозь: Мы слишком многого от них требуем
В то же время политолог Юрий Светов предположил, что мы слишком многого требуем от других стран, пусть даже и дружественных.
Мы почему-то полагаем, что они должны быть готовы безропотно нести все потери, весь ущерб, который возникает, если они не участвуют в санкциях. Но каждая страна по-своему приноравливается к этой ситуации, – считает политолог. Тот же Китай, с которым у нас добрые дружественные отношения, по целому ряду направлений открыто говорит: «Мы это для вас делать не будем, потому что иначе мы поставим под удар свой бизнес и свои проекты». Поэтому такого рода заявления со стороны Казахстана – это нормально.
Речь о другом, – продолжил Светов. – Очень смешно поставлен вопрос, что они не подпадут под вторичные санкции. Что, это казахстанская комиссия, что ли, решает? Вы почитайте, что они говорят – что этих санкций не будет. Но санкции налагают Соединённые Штаты Америки, налагает Евросоюз. И считаться с какой-то комиссией, которая создана правительством Казахстана, никто не собирается!
Консультации Казахстан может вести сколько угодно. Но решения принимаются по-другому, не сомневается политолог. И здесь нужно понять, какая будет цена, что потребуют от Казахстана за отсутствие вторичных санкций. Это торговля: Токаев хочет одного, американцы – другого.
Посмотрите, какое давление на Индию идёт, какие попытки давления на Китай! Уж с Казахстаном-то меньше всего будут считаться.
Владельцы значительной части нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана сидят в Лондоне – там разного рода английские и иногда американские компании рулят. Они сначала так обрадовались, что заменят российскую нефть и на этом будут зарабатывать, а потом возникли проблемы на трубопроводе – с агрегатами, с обслуживанием, со штормами и прочее. И тогда Казахстан намёк понял, и тут тоже идёт торг.
Я категорический противник слов «дружба между странами», – отметил Юрий Светов. – Вот вы дружите с каким-то человеком. Но это же не значит, что вы растворяетесь во всех его проблемах. Если ваш друг поссорился с кем-то, с кем у вас тоже хорошие отношения, вы что будете делать? Будете учитывать это обстоятельство, но не рвать же дружбу. А со странами какая дружба? Казахстану выживать надо после тех волнений, которые были в начале этого года. Там потрясены основы государственности, им надо выкручиваться.
Когда звучат разговоры о дружбе, надо понимать – и Путин об этом тоже неоднократно говорил, – что за это мы должны платить. Мы дружим с Белоруссией, и это единственный, как говорят, наш союзник. Но мы платим за это реальные деньги – и то далеко не всегда Александр Лукашенко действует так, как нам бы хотелось.
Крым-то он не признал, потому что тоже считает и взвешивает плюсы и минусы. Надо к этому нормально относиться. И самим заботиться о своих интересах.